Карьеры.
11.07.2017

Карьеры.

4190295.jpglug-okl_052..jpgБоровичский край, для развития, требовал строительных материалов. Это и добыча камня, песка, гравия. Это требовало срытия бугров или разработку карьеров. В конце 60 - х годов ХХ века, путём углубления русла Мсты, добывали щебень и песок из реки. От чего остались изрытый левый берег от улиц Вышневолоцкой до Новоселицкого переулка и острова в центре реки у моста Белелюбского. Экскаватор грузил в машины смесь песка и щебня. Машинки были маленькие самосвалы ЗИЛ. Был найден якорь. Его предложили за валюту того времени (за бутылку) директору музея, но она отказалась. С тех пор судьба якоря покрыта мраком.
Узкоколейка..jpgОкруга Боровичей богата глинами, всяких разных оттенков от белых, до красных. А гончары любили голубую глину, особо пластичную и достаточно огнестойкую. Мелкие кустари добывали глину прямо на месте маленькими выработками. Более крупные заводы делали копи, а заводы крупные использовали шахты или рудники. Описаний их сохранилось не много, но образовавшиеся на месте выработок пруды подсказывают место добычи. Так огнеупорную глину добывали в карьерах (рудниках) Охомля, Барщина, Устье - Брынкино, Окладнево, Малиновец. Хорошим подспорьем была железная дорога, низкая себестоимость перевозки была выгодной. Народ в глубинке имел работу, работала и железная дорога. Но жадность и валюнтаризм, помноженный на безответственность РЖД, привели к упадку всего региона кормившегося за счёт добычи и транспортировки огнеупорной глины. 
   Теперь с единственного карьера возят огнеупорную глину автомашинами (при бешеной цене на горючее). И это выгоднее, чем запросы РЖД. А Любытинская часть Боровичского края вымирает из - за отсутствия работы. Чему способствует политика комбината и РЖД.
спас-оскуйский погост462.jpgЕсть у нас карьер добывающий красную глину прямо в городе Боровичи. Это единственная работающая электрифицированная узкоколейка края, с раритетным шахтным электровозом. Карьер неглубокий, расположен за районом Коммунистического посёлка. Экскаваторы грузят в подвижной состав узкоколейки красную глину в карьере и доставляют на промышленную площадку кирпичного завода, где из глины получают красный кирпич. От прочего "пустого" грунта ( породы), до глины зачищают бульдозеры. Сохранение узкоколейки сэкономило значительные средства. Но для полноценной работы предприятия, надо чтоб народ строился, то бишь платили нормально!
img758.jpgКарьер - разрез, каменоломня. Их устраивали повсеместно где были выходы известняка (доломита). Берега Быстрицы, Мсты, Прикши, Каменки, Понерётки, Цыганушки...были в небольших каменоломнях. Где добывали - выламывали камень известняк - доломит. Который использовали для строительства. Подвергали известняк и обжигу, получая извёстку, на месте. Собирались у нас строить и цементный завод, на основе Котельнического месторождения. Но такой завод построили на границе с Ленинградской областью! У нас же чуть теплится Угловский известковый комбинат. Который так существуют по выше названной причине. А именно Боровичи связаны с Угловкой железной дорогой, которая не перевозит пассажиров по причине низких заработков и задранных тарифов. Горная Мста, чуть не стала большим известковым карьером, при строительстве Мстинской ГЭС. Но всё равно подверглась сильному разбору на песок, гравий и известняк. Следы этих выработок видны по обоим берегам участка "Горная Мста". Вдоль любой дороги все бугры и места с песком были разобраны на строительство дорог. Которые так и не появились в должном количестве.
img901.jpgimg548.jpgСопки, курганы, жальники, городища охраняются, как археологические памятники. Но именно они подверглись карьерной разработке. Не помогли и мнение краеведческого гуру - Поршнякова Сергея Николаевича. Погиб легендарный Кулин бор с капищем в Сушанях. Пострадали оба городища в Сушанях и Бобровике. Уникальный рельеф Боровичского края был существенно уничтожен всевозможными карьерами. Так для асфальта, строительства, промышленности, дорог были сровнены или превращены в пруды тысячи природных оз, кам, гряд, возвышенностей...Исчезли Плужинская, Забудущинская, Миголощская гряды. С ними исчезли названия, предания, сказания...
Ягайлово..jpgКарьер песчаный уничтожил трамплин лыжный и уникальную мото трассу в районе комбикормового завода. Теперь это плоское место до самого склада РУТА. Район городского кладбища с обоих краёв превратился в низину, а была возвышенность. Особое место занимает карьер силикатного завода, где ради близости расположения , была уничтожена значительная часть зелёной зоны Боровичей. Теперь уничтожают Абросимовский и Котельнический бор. А ведь в зелёной зоне на буграх росли грибы и ягоды в шаговой доступности для людей. Огромный карьер работает за Перёдками, подбираясь к городищу, срыв по пути все бугры. Особо стоит отметить охрану кургана на Пиросе. Мало того , что свалили и распилили топографическую вышку, роют песок из охраняемого кургана. Срыта высотка у зоны . В районе Сельхозэнерго был песчаный бугор от которого остался пшик с топовышкой.
за7.jpgЕсть и карьеры по добыче торфа. В Опеченском, Нальцах, Никитино, Тухун...Всё это хозяйство брошено и превращено в свалки или в лучшем случае пруды. Огромное озеро - пруд на месте карьера Устье - Брынкино частично рекультивированы. Исчезла огромная гора отвала, которая при подъезде на поезде возвышалась у железной дороги. Карьеры существенно нарушили естественный ландшафт. Уничтожили почвенно - растительный покров, понижая уровень грунтовых вод. Но дали материал для строительства и работу тысячам человек. Были и карьеры по добычи краски, которую при вскрыше сыпали в отвал при добыче глины огнеупорной. А при рачительно использовании Байкал Боровичский можно превратить в зону отдыха, где наконец можно реализовать лодочную станцию и музей карьерной техники.

Назад