Поход выходного дня № 1.
21.09.2016

Поход выходного дня, протяжённостью 50 километров, Боровичи-Святынька,уникален!Можно на любом этапе похода его сократить,получив более короткий маршрут.Количество интересных-фотогеничных объектов просто зашкаливает!Рельеф-ландшафт выдающийся для равнины!Возможность его проехать не только на велосипеде,но и на машине!Даже можно пройти пешком!
   Маршрут начинается со Спасской площади.Переезжаем реку Мсту по мосту Белелюбского,поднимаемся до Весёлого угла(пересечение улицы Коммунарной,Подбельского и проезда Гагарина),поворачиваем направо.Едем по улице Коммунарной вверх,на выезд из города Боровичи.Дорога ведёт всё время идёт вверх,продолжаем движение прямо(интересные места в городе упускаю).Граница города Боровичи проходит по Бобровским горам(так же достопримечательность),на пол пути вверх(стоит знак).Слева видны каналы не построенной Мстинской ГЭС с отличным видом на район Вельгии.Поднимаемся до макушки горы Поклоницы,где начинается Шиботовский серпантин(виляющий спуск). Справа на горе стоит топографическая вышка,открывается великолепная панорама Мстинской долины со складками местности.Перепад ,в сравнении с урезом воды реки Мсты в черте города,двукратный(138 метров гора и 69 Мста).
   Первый населённый пункт Шиботово.Славился своими шахтёрами,которые работали на близ лежащих шахтах(Вицы,Павловка,Устье,Пестрецово,Шиботово,Пролетарий,Большевик).В Шиботово находится сельское пожарное депо(не разорённое),по словам местных жителей ,сохранился бочковой конный ход,амуниция и даже флаг.В середине деревни ещё один спуск с горы.Дорога вырывается на простор без домов,лесов.
  Проехав чуть больше километра от Шиботова, справа за рекой ,видна яма Виц,где была шахта и одноимённый порог.В этом месте у народа устроено стрельбище,да и первый раз из автомата в школе стреляли именно там.Доезжаем до деревни Путлино,где начинается Путлинский бугор(не Путинский).Стоит посмотреть с бугра вид на излучину "Интегал",но в связи с захватом земли на макушке бугра, попасть можно только по тропинке вдоль реки.Стоит повернуть направо в начале деревни за дома.Проходим на самый верх,где открывается отличный вид на мстинские изгибы и вздыбленный рельеф.
Проход на выход опять же задворками к дороге.Спуск с бугра и Путлино деревня плавно перетекает в Ёглу.Естественная граница река Цыганушка образует небольшой спуск и подъём.Справа стоит двух этажный дом 18 века,уникальный по строению и орнаменту,с цифрами под крышей.Сворачиваем направо,в первый пролёт и едем по асфальту до устья реки Цыганушки,где она образует водопад при впадении во Мсту.Если посчастливится, что будет много воды, водопад впечатляет.Тут же великолепный вид на порог Ёгла.Ниже устья Цыганушки в омуте добывали серный колчедан,сам водопад подвергся разграблению известняковых плит,из-за чего он стал уступами.Возвращаемся на дорогу ,поворачиваем на право.По пути справа дом культуры(рабочий),брошенная трикотажная фабрика.Слева напротив подвесного моста,бывшее СПТУ №1,теперь филиал Агропромышленного техникума.Далее по курсу Тихвинская церковь с кладбищем и мемориалом.За ним на берегу разместилось местечко "Золотая орда",где в закрытой для строительства прибрежной зоне построили дачи "блатные от власти".
Далее по дороге слева школа и дорога идёт на спуск,где Ёгла плавно перетекает  в Ровное.За речкой Ширеной справа двух этажный дом,за которым расположился водопад Сухой,который наполняется водой в исключительных случаях.Он обрывается известковым уступом в протоку Мсты,образующем множество островов и проток.Тут же проходила железная дорога с Устья,осталась насыпь(дорога)на Староселье.
  Облюбовали эти места и скауты.На одном из многочисленных островов разбивают лагерь,о чём свидетельствует указатель.На другом берегу реки Мсты расположилась Горная Мста.В Ровном была усадьба,где родился Поршняков-главный родоначальник Боровичского краеведения.К сожалению дом не сохранился.Зато стоит Спасская церковь на берегу реки,а напротив за рекой усадьба Ровное Ново-Благодатное с Екатериниской церковью.Хорошая вода на колонках с запиткой со скважины.В конце деревни раньше располагались летним лагерем топографисты у Козьего брода.Далее дорога прорезает лес,часть которого выросла на бывших карьерах,где разрабатывали известняк,гравий и песок.Были разобраны множество холмов и понижен берег реки значительно.
   Сквозь деревья проглядывает Мста.В месте где дорога особенно близко проходит у берега реки проглядывает на другом берегу устье реки Понерётки с каскадом-водопадом.При большой воде очень эффектно смотрящийся.Это место и есть Горная Мста с высокими отвесными берегами доломитов(известняка).Далее дорога идёт в гору,на вершине вправо идёт дорожка ведущая на Екатерининскую горку с беседкой,которая то появляется то исчезает.Это самая высокая точка над рекой с отличной панорамой долины.Дорога далее идёт на спуск,влево отходит ещё одна дорожка ведущая к аэродрому(закинотому).Раньше на нём базировалась сельхоз авиация.Лес закончился.Дорога идёт близко к реке,где видны пороги.По пути проезжаем деревню Порог.Деревню связывает с противоположным берегом подвесной мост(можно укоротить маршрут).На противоположном берегу находится Великий Порог.На правом берегу под мостом омут,где до сих пор находят монеты.
  Небольшой промежуток и въезжаем в Опеченский Посад.Это культовое место.Есть ,что посмотреть.Каменные мосты над Чёрным и Безымянным ручьём,набережная гранитная,церковь Успенская,причальные тумбы,парк,дендропарк,городище.Множество подсказывающих табличек на домах,стойках.На второй линии находится пожарка с помпой и почта с гербом СССР.Восстановлен Обводный канал и работает подворье с зоопарком.Множество домов с пропильной резьбой.В Посаде находится водомерная точка,урез воды в сравнении с Боровичами составляет 51 метр разницы,на 19 километров по дороге.Отметка 120 метров над уровнем моря.
  Следующий пункт посещения Жадины(Жмотово).Это в первую очередь усадьба в прудом Бублик и горбатым мостом на круглый остров.Проход с дороги направо через ворота с каменным забором.Эта же дорога выводит к подвесному мосту.В конце деревни слева находился Льнозавод,а справа дорога ведёт на старый аэродром времён ВОВ.Нам же дорога дальше по асфальту до источника с мёртвой водой Святынька.У нас не так много оборудованных источников,в их числе Святынька.Благодаря хорошим подходам,сюда любят приезжать свадебные кортежи .
  Святынька -крайняя и дальняя точка похода.Возвращаемся по большому кругу(максимум),через Усадьбу Жадины.Где за прудом Бублик можно увидеть бюст Сталина в огороде,который стоял на территории ,но был скинут,пролежал в подвале.В 21 веке перекочевал на огород.По дорожке можно попасть к подвесному мосту через Мсту.Переходим на левый берег и продолжаем путь по дороге уже вниз по течению .При пересечении с большой дорогой поворачиваем на право и какое-то время едем вдоль реки.За рекой виден дендропарк Ушанова,каменный мост через Безымянный ручей.Въезжаем в Опеченский Рядок,доезжаем до левого поворота,ориентир озовая гряда поросшая лесом.На ней красиво возвышается церковь Нила Столбенского с лестницей, с низу до храма.Место называется НИЛУШКА.Часть гряды занимает кладбище.Возвращаемся на большак.Поворачиваем налево.Едем до деревни Великий Порог,сюда можно попасть по подвесному мосту,если захотелось сократить маршрут,с деревни Порог.Можно осмотреть церковь Флора и Лавра и расписной дом по соседству.
   Продолжаем двигаться по главной дороге.справа видна река и многочисленные карьеры(не рабочие)пересекаем речку Ганицу.Дорога пошла вверх.Слева видна Марьина роща,островок зелёный,а направо сворачиваем на просёлочную дорогу ведущую к Потёмкинской поляне,за рекой возвышается Екатерининская горка.Это культовое место туристов водников с различными порогами,прижимами и уловками.Если попасть в сезон можно увидеть зрелище,соревнования или как извергаются на воде водники!Оригинальный туалет М- направо,Ж-налево или наоборот,в кустах(кусто-терапия).У многих от увиденного стул становится жидким!Здесь же расположен порог Бочка,спорченный в 90-х годах прошлого века профессионалами.А раньше был самый крутой с волной до 2,5 метров за водосбросом и закручиванием в виде бочки на противоходе.Длинны байдарки не хватало,чтоб его проткнуть,а при перевороте можно долго кувыркаться между двух валов.
  Дриблинг каякера.Теле гурман..jpgоктябрь 1700.jpgоктябрь 711.jpgпожарка в Шиботово..jpgПожарная помпа..jpgспас-оскуйский погост339.jpgВПК-непобедим..jpg№1.1.jpgОдесса017.jpgДомик в деревне.jpgimg400.jpg
   Возвращаемся на большую дорогу и поворачиваем направо.Едем до лес,где поворачиваем направо по просёлочной дороге едем на лево.С левой стороны виден обрыв со стеной -это печи по обжигу известняка,тут же его квасили и отправляли в Петербург.Дорога идёт вдоль старого сухого русла Понерётки(Шипулинка),вокруг множество провалов - понор.Выезжаем к устью Шипулинки,при излишках воды тут образуется водопад.Выезжаем на дорожку и проезжаем вверх по течению до устья самой реки Понерётки.В этом месте ,река пробежавшая под землёй пару километров,вырывается из отвесного берега из двух пещер водопадом -каскадом .Это любимое место и природный объект Боровичского края.В любое время года этот природный объект не повторим,даже если почти без воды.
  Возвращаемся на асфальт.Поворачиваем на право и едем до конца леса.За ним если повернуть на право к реке,дорожка приведёт к урочищу Ключки.Причём весной это место может быть притоплено.Уникальность места в двух источниках основных(есть ещё вспомогательные),один со срубом течёт вдоль реки по течению,другой чуть ниже течёт против течения.Сливаясь они под прямым углом втекают  во Мсту.Возможно это тоже источники с живой и мёртвой водой.Продолжая движение по тропинке выезжаем на большую дорогу,через зарастающий карьер.Подъезжаем к Ровному(Решающий),где нас встречает справой стороны Екатерининская церковь.Восстановленная,в отличии от усадьбы,развалины которой следом по курсу.Не осталось конюшен,оранжерей,забора...Но стоит приватизированное здание - развалина типа усадьбы(полученное по блату).Проезжаем прямо и вниз к реке,где расположился кемпинг "Горная Мста".Есть тут чем заняться и посмотреть,но это лучше один раз увидеть !
    Возвращаемся обратно к усадьбе,поворот на право и в следующий проулок так же на право,едем в деревню Золотово.Ходит много легенд и сказаний про это место,но их ещё надо все собрать.В самой деревне стоит дом с цифрами 1929 год о шести окнах на фасад.Переправляемся через подвесной мост в Ёглу,поворачиваем на лево и возвращаемся в город на Мсте - Боровичи ,центр Боровичского края.Край богатый на природный,инженерные,культурные,исторические,краеведческие памятники.Всё под боком в шаговой доступности.Приятного путешествия !И это только на вскидку,чего-то возможно и пропустил.